Руководитель комплексно-
краеведческого музея МКОУ ООШ№39
В.К.Синельникова
Жеребцовская основная школа № 39 Новосибирского района отметила 110-летний юбилей два года назад. Когда-то в школьном музее главными экспонатоми были бивни мамонта, обнаруженные детьми в далекие 50-60-е годы.
Менялось время, менялись люди, менялось отношение к музею. Возрождение музея произошло 10 лет назад.
Односельчане активно поддержали идею школы и с удовольствием делились своими семейными реликвиями, старинными предметами быта.
Сначала просто на общественных началах, а последние пять лет в школе функционирует кружок «Юные краеведы», руководителем которого я и являюсь.
Современная школа должна прививать обучающимся культурно-исторические традиции духовной жизни его родного села, города, района, области, края. На первый план выходят такие понятия как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», « моя семья», «мой дом».
В условиях разновозрастного обучения малокомплектной сельской школы достаточно сложно формировать эти компетенции только в урочное время.
Отсюда возникает проблема в организации такого образовательного пространства в школе, которое способствовало бы формированию и развитию духовно - нравственных устоев школьников, вовлечённости в образовательный процесс родителей, а так же поднятию престижа школы среди местного населения.
Была поставлена цель: создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности посредством музейных технологий, практического краеведения и активного участия в проекте учащихся, их родителей и жителей села.
Одной из задач является разработка музейно - образовательных технологий для всех возрастных групп детей и юношества.
Основные принципы работы школьного музея: новизны, партнерства, соавторства, музей для детей и руками детей.

Основные направления деятельности школьного музея:
Просветительская,
Исследовательская,
Творческая

День славянской письменности и культуры.
Поисковая,
Проектная,
Оформительская.
Просветительская деятельность
- Экскурсионн-лекторская работа;
- Оформление сменных экспозиций и выставок.
- Проведение интегрированных уроков (музыки, литературы, изобразительного искусства) с использованием музейных технологий.


Исследовательская деятельность
- Исследование истории музейных предметов, времени и места их бытования, ведение инвентарной книги;
- Исследовательские проекты «История обелиска в селе Жеребцово»;
«Флора и фауна реки Издревой», «О чём рассказали вещи из школьного музея»
- Работа над созданием электронного каталога музея.


Оформительская деятельность
- Оформление и проведение выставок детского творчества «Музей своими руками».
- Оформление стендов, экспозиций.
- Оформление народных праздников, фольклорных программ


Поисковая деятельность
- Сбор экспонатов для школьного музея;
- Совместная работа педагогов, школьников, родителей, жителей села.




Проектная деятельность
- Участие во всероссийском проекте «Моя родословная»
- школьные проекты «Моей пробабушкой гордится моя школа», «Наши предки, ваши предки на одной качались ветке»


Работа творческой группы по типу «ожившая экспозиция»
Занятия проводятся с подлинными предметами народного быта, орудиями труда, посудой, что позволяет детям прикоснуться к живой истории своей малой родины и своего народа, а не быть пассивными слушателями на очередном уроке или занятии.


Учебные занятия по школьному краеведению с использованием элементов музейной технологии
-Крестьянская семья далекой старины»,
-«Мой край родной – Жеребцово»,
-«Народные традиции сибиряков»,
-«Люди села о малой Родине»,
«Живое слово» старшей пионерской вожатой и многие другие

